у монастыря Святого Антонио

Наш микроавтобус медленно проехал по территории монастыря Св. Антония. Мы подъехали прямо к воротам. Когда вышли, то на открытом воздухе припекало, было около +30 жары. На территории монастыря почти не было людей.


Мы ожидали старшего монаха монастыря около 10 минут. Пока ожидали монаха, все изучали взглядом и фотографировались на фоне удивительных построек и великолепного сада монастыря Святого Антония и виноградника.


Так вот, вскоре наши ожидания увенчались успехом, и к нам из глубины монастыря шёл старейшина монастыря. Он открыл нам сувенирную лавку. Внутри продавались иконы, свечки, библии в золотых переплётах, мёд, оливковое масло, вино, лепёшки и прочие продукты, выращенные на территории монастыря.

Я купил маленькую икону Святого Антония и свечки из воска.
Монах повёл нас к монастырю Святого Антония, после сувенирной лавки. Монах не говорил по-русски и по-арабски. Наш гид-копт разговаривал с ним по-гречески. Экскурсия по монастырю Св.Антония, запечатлена мной в ВИДЕРОЛИКЕ № 120 (смотрите на главной странице путешествия по Египту - Видеоролики (ЧАСТЬ 4).

Архитектура монастыря интересна тем, что первый этаж его был наглухо замурован, люди заходили в монастырь через окна на втором этаже. Монахов поднимали наверх при помощи лебёдок. Так же доставлялись в монастырь вещи и продукты. Монастырь Святого Антония стал образцом для монастырей той эпохи, по его подобию выстроены многие древние обители. В случае угрозы, такой монастырь становился крепостью. На первом этаже размещались кельи, склады, колодцы или каменные цистерны с водой. Даже при осаде монастырь мог долго продержаться. На втором этаже располагались часовни. В некоторых зданиях Монастыря Святого Антония возводился также и третий этаж.
Монах провёл нас в церковь монастыря и показал устройство, напоминающее лифт. Тем самым, мы смогли увидеть, каким образом монахам удавалось перемещаться между этажами. Переходя по многочисленным лестничным маршам, монах завёл нас на небольшую обзорную площадку. Мы находились над кельями. Отсюда открывался хороший вид на площадку у ворот, где стоял наш микроавтобус, и на монастырские постройки.


Как было бы прекрасно, остановится здесь на денёк другой. Здесь вокруг «витала» добро и вера. Затем, мы побывали в старой трапезной. Трапезная выглядела холодной и безжизненной. Но, самое интересное, что столы и скамьи здесь были выполнены из камня. Почему они не использовали дерево? Ведь, чтобы сделать такую трапезную, монахам пришлось серьёзно потрудиться.


Первый храм, расположенный за монастырскими стенами, — церковь преподобного Антония Великого, построенного в начале XX века, его легко заметить по двум стоящим рядом колокольням-близнецам.

Самым древним храмом монастыря является церковь преподобного Антония Великого, построенная в IV веке вскоре после кончины святого. Первоначально, как рассказал архимандриту Порфирию игумен Дауд, она была освящена в честь Пресвятой Богородицы. В монастыре считают, что мощи преподобного Антония до сих пор почивают в этом храме, под ступенями южной части солеи. Снаружи храм обстроен другими зданиями, поэтому как он выглядит в целом, представить трудно. Над храмом возвышаются три конусообразных купола с крестами. Там мы и побывали.
Внутренний вид этой церкви более чем у других коптских храмов напоминает интерьер православных церквей – перспективу храма составляют несколько сводов, тогда как в других коптских церквях проем алтаря обычно находится прямо в стене напротив входа в храм. Стены церкви расписаны коптскими художниками в XIII веке. Эти уникальные росписи были покрыты слоем сажи и копоти от свечей. Недавно они были отреставрированы с участием Египетского совета по древностям и Американского исследовательского центра в Египте. На росписях в светлых тонах изображены христианские воины-мученики первых веков и в более сдержанных красках — святые отцы-пустынники основатели монастыря. Некоторые росписи исследователи относят к школе коптского иконописца Теодора, другие выполнены мастерами, испытывавшими византийское влияние.


За этим храмом и слева от него находится монастырский сад финиковых пальм, напоминающий о том, что, придя сюда преподобный Антоний нашел несколько таких пальм. Монахи обители стараются, чтобы быт монастыря сохранялся в том виде, каким он был в древности, например, сохранены деревянные запоры-задвижки на дверях.


Монах, угощая нас лепёшками, напомнил одно древнее монашеское изречение: «Человек должен быть подобен пальме: когда в нее бросают камень, она дает сладкий финик». Лепёшка оказалась тёплая и вкусная. Как раз, когда монах раздавал лепёшки, нам повстречалась ещё одна группа туристов с другого континента. Так, дружно жуя лепёшки, наши группы почти стали едиными, но так как мы говорили и восхищались на разных языках, слияния не произошло. Просто, группы шли друг за другом.


Затем, мы побывали в комнате, где в древности перемалывали муку. Говорят, что этот небольшой цех работал до 30х годов 20 века. Сейчас, хлеб и лепёшки пекут в другом месте монастыря.


Потом, мы прошли по древним улицам монастыря. Архитектура очень необычна. Чем-то напоминает греческую. Монах провёл нас к источнику, благодаря которому происходит водоснабжение монастыря. В южной части монастыря, примыкающей к горе Аль-Кользом, находится источник преподобного Антония, который вытекает из расщелины горы и за сутки дает приблизительно сто кубометров воды. В настоящее время он отгорожен сеткой, а для желающих набрать воды из него, отведена труба с краном. Мы все стали выливать из бутылок запасы воды, которые носили с собой, чтобы набрать воду из источника.


Монастырь посещает много коптских паломников, желающих помолиться святому Антонию на месте его подвигов. Иностранцев приезжает гораздо меньше, примерно тысяча в год. Коптский патриарх Петр, в напутствии архимандриту Порфирию, говорил, что прибывающие в коптские монастыри иностранцы видят в этих обителях, прежде всего памятники древности, и только русские приезжают поклониться местам подвигов святых угодников Божьих и их мощам.


Почти тысячу семьсот лет на земле древнего Египта стоит этот один из самых древнейших монастырей христианского мира, являясь видимым свидетелем тех далеких времен, о которых мы читаем в патериках и житиях преподобных отцов. Исторические перипетии привели к тому, что обитель святого Антония сейчас не относится к числу православных монастырей, но образ христианской жизни, основоположником которого был преподобный Антоний Великий, не затерялся в веках, став примером для множества его последователей, искавших и ищущих духовного совершенства.


Оказывается, на территории монастыря есть ещё одно уникальное местечко, это церковь Павла Фивейского. Просмотрев в Интернете программки других тур-фирм, я узнал, что многим группам, побывавшим в монастыре Святого Антония, проводили и экскурсию в церковь Павла Фивейского.

Далее, мы вернулись к микроавтобусу. Гид сказал, что мы сейчас поедим на обед в город Суэц. Поэтому, дорога будет долгой, советовал нам расслабиться и поспать по дороге.


Продолжение этого дня: дорога на обед.
Переход на следующий день: второй день экскурсии - восхождение (восемнадцатый день тура).
Переход в начало поездки по Египту
Переход на главную страницу моих путешествий
2 февраля 2011 г.

Хостинг от uCoz