Эдфу

Проснулся я очень рано, так как, экскурсия гидом вчера была назначена на 6:30 утра. Наш паром, был со всех сторон окружён другими паромами, и вида красивого теперь из окна не было видно. Вчера был очень интересный день, после ужина хватило меня только на прогулку с друзьями, а потом, я просто погрузился в сон. Сейчас же, встал лохматый и не свежий. Принял решение на погружение в ванну.

Вода оказалась без явного запаха хлора, что наводило на мысль: это вода из чистой реки Нил. Помывшись, взбодрившись и перекусив (завтрак будет после экскурсии), заторопился на ресепшн с двумя фотоаппаратами в руках.
А, уже в 6:32 мы рассаживались всей группой в тесном автобусе. Наша группа единственная покидала паром в столь ранний час. Видимо, все или спят ещё, или мы едим позже всех других групп. На улице было тепло, где-то около +25.

Вывернув на дорогу, идущую вдоль набережной, наш микроавтобус, проехав около 200 метров, свернул в глубь городских кварталов. Город ещё спал. Улицы были не многолюдны.

Гид, пожелав нам Доброго утра, начал свой рассказ о городе, и о цели нашей экскурсии. Идфу, расположенный на левом берегу Нила, — небольшой городок с террасами кафе, спрятавшихся в тени деревьев, где щебечут птицы. Рано утром движение на главной улице превращается в вереницу повозок с туристами, едущими от пристани к храму. Только вечером Идфу обретает покой и свое истинное лицо. Хорошо прогуляться вдоль базаров и спуститься к Нилу.

Благодаря своей исключительной сохранности храм в Идфу надолго вам запомнится. Однако, когда в 1860 г. его открыл Огюст Мариет, он был в плачевном состоянии. Нужно было выселить жителей, живших вокруг, расчистить место и восстановить большую часть здания. Размеры храма внушительны, это самый большой храм в Египте после Карнака.

Когда мы приехали к храму, то выяснилось, что слишком рано. Надо ждать 20 минут. Правда, очередь из гидов других стран была уже у касс. Простояв 20 минут, мы ещё толкались у входа к металлоискателю около 10 минут. Уж очень велико оказалось скопление других групп туристов, желающих любой ценой и побыстрее попасть к храму. Наши старания увенчались успехом.

Пока шли к храму, он становился на глазах всё внушительней и грандиозней. Не доходя до храма 50 метров, остановились. Наш гид оказался забавным малым. Он рассказал нам о богах Древнего Египта, представив нашу группу за этих богов. И действительно, когда видишь всё на примере, проще понять сложные сплетения царей и фараонов Египта. Благодаря этой экскурсии, в памяти вертится: Верхний и Нижний Египет.

Строительство храма началось в 237 г. до н.э. и продолжалось два века. В целом храм сохранил прекрасную гармонию, как в композиции, так и в декоре. После его посещения, как бы вы ни спешили, вы ощутите атмосферу храма той эпохи.

Пройдя через огромный двор с колоннами, можно попасть в первый гипостильный зал со стенами, украшенными прекрасными сценами приношений. В зале 18 колонн, 6 из них вклиниваются посередине в стену, скрывающую внутреннюю часть зала. Слева от входа — статуя Гора-сокола, вторая (такая же) была разбита. С центральной галереи открывается прекрасный вид на анфиладу и святилище. Второй гипостильный зал (он меньше, но изящней) содержит 12 колонн и открывает путь к многочисленным комнатам, служившим складом для приношений и местом для подготовки церемоний. Два следующих зала ведут к другим комнатам или к святилищу. В святилище была дверь, здесь же хранилась священная статуя Гора-сокола. На маленьком алтаре перед статуей находилась ладья бога. Вокруг святилища идет коридор, выходящий к 10 комнатам. В одной из них хранится восстановленная церемониальная ладья. Между храмом и оградой находится галерея под открытым небом, которая обходит вокруг всего здания. Если у вас есть время изучить многочисленные изображенные сцены, вы увидите весь египетский мифологический пантеон.

Внутри храма действительно, было необыкновенное освещение. Солнце создало здесь удивительные потоки света, которые скользили по иероглифам. Часто попадались арабы, желающие фотографироваться на память с ними за деньги.

Бога Хора здесь в Идфу изображали в виде крылатого диска, сокола или человека с головой сокола. В надписях Идфу он был также Хором Ра; храмовые рельефы указывают на тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально означает «дом Хора»). Он был супругом Хатхор, которая, ежегодно прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры.

В начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше феллахи выстроили дома. Благодаря работам по расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше других святилищ Древнего Египта. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет. Все стены храма покрыты рельефами и надписями, опубликованными в пятнадцати томной работе Э. Шассина «Храм Эдфу».

После экскурсионной части, у нас наступило свободное время. Мне представилась возможность, самому всё ещё раз обойти. Что я и сделал с большим удовольствием. Мне даже удалось, обратить внимание фотоаппарата на туристов, которых здесь было много из разных стран и континентов.

Время «летело» быстро, вскоре осталось всего 10 минут, чтобы успеть вернуться к входу, где наш гид условился нас ожидать.

Когда я подошёл к этому месту, гид уже ждал нас. Но, не все ещё подошли. Здесь был магазин с книгами о Египте. Жаль, что я здесь не купил книгу про Египет, ведь она была здесь самая дешёвая, какую мне доводилось видеть позже.

Когда все собрались, наша группа, ведомая Мухаммедом, направилась через вещевой рынок к микроавтобусу. К нам никто не приставал, и это удивляло и радовало. Вскоре, мы уже тронулись в обратный путь.
Изучая из окна микроавтобуса проснувшийся город, даже не заметил, как мы доехали к набережной. В животе «бурлило», очень хотелось пить и завтракать. Жаль, что по городу у нас не было обзорной экскурсии, наверное, здесь есть, на что посмотреть ещё.

Продолжение этого дня. Плывём в Луксор (часть-1)
Переход в начало поездки по Египту
Переход на главную страницу моих путешествий