Прозвенел будильник в 6:00 утра. Сегодня наступал последний день в Париже. По графику, это свободный день. Сегодня можно пойти в Лувр, прогуляться по Монматру, или весь день ходить по магазинам. Мы с соседкой по автобусу решили съездить в современный район Парижа – Дефанс. А, вечером нас ждёт ночной переезд к Лазурному берегу.
Это не Копенгаген или Стокгольм, здесь просыпаешься от своего будильника или мобильного телефона. Упаковал все вещи, на что ушло около часа, ведь сегодня больше не будет шанса прикоснуться к вещам. Зубную пасту и щётку, мыло, бритву и полотенце надо положить в отдельный карман сумки, чтобы легче в ночном переезде было. В 7:00 отправился в ресторан отеля на завтрак. На завтраке: половинка французского батона, сливочный маргарин, кофе и чай – на выбор, джем трёх сортов.
Затем, погрузились в автобус и поехали. В основном вся группа по плану ехала в центр Парижа, где они хотели побывать на Монматре и сходить в Лувр. Тем временим, гид Ольга нашего тура рассказывает, где и как воспользоваться услугами Tax Free в магазинах Парижа.
А, мы с соседкой по автобусу Эльвирой, решили самоволкой поехать в современную часть Парижа. В частности, она слышала, что там есть большое скопление не дорогих магазинов. Короче, надо позаниматься шопингом.
Договорившись с гидом и обменявшись номерами сотовых телефонов, я с Эльвирой решили, после выхода группы у Монматра, отправиться дальше на автобусе до футбольного стадиона, где у автобуса назначен отстой, затем на метро доберёмся до центра и далее.
Автобус остановился на улице, с которой вдалеке была видна церковь Сакре-Кёр. Все вышли. Мы пересели со своего пятого ряда на первый, за водителями и стали рассматривать всё вокруг. При этом, ощущая прилив адреналина перед приключениями. Наша группа рассредоточилась вокруг автобуса. Автобус двинулся. Через миг и мы их потеряли из виду. Теперь, мы как первооткрыватели открывали Париж для себя.
Движение в тот день было не оживленное, и наш автобус двигался через многочисленные светофоры, углубляясь в Париж. Вот, проехали мирно спящего человека в спальном мешке в парке.
Здесь, чуть не врезались в автомобиль, резко выскочивший прямо перед автобусом. Водитель автобуса Янок, резко отреагировал, и мы затормозили совсем рядом с автомобилем нарушителя уличного движения. Пяти литровая бутыль с запасам воды пролетела над нашими головами к передней двери. Мы отделались лишь сильным испугом, а водитель выкрикивал по-польски многочисленные ругательства в сторону авто-хулигана.
Автобус поехал дальше, и Эльвира увидала вдалеке площадь Бастилии со своей известной всем Июльской колонной, увиденной мной впервые только сейчас. Вдруг, она неожиданно для меня сказала: выйдем здесь!
Мы вышли из автобуса прямо на остановке общественного транспорта, прямо на площади Бастилии. Перед нами на другой стороне возвышалось огромное здание Оперы. Дул лёгкий майский ветерок, а мы спокойно сидели наслаждаясь солнечной теплотой и рассматривали площадь.
Рядом с площадью Бастилии понемногу начиналось небольшая торговля, мы двинулись к первым лоткам. Сначала, рассматривали кожаные сумки, про которые Эльвира сказала мне: - это настоящая кожа и очень стильно всё выполнено. Но цены были внушительными, что-то около 200 – 500 евро, да и продавец оказался уж слишком назойливый. Мы резко удалились и потом всё время старались не попасть на его глаза. Здесь на небольшом рынке я прикупил сильно пахнувшее мыло и красивую брошь маме.
Погуляв вокруг, решили не тратить время напрасно и отправиться на поиски метро. Вот и невзрачный вход в метро. Метро показалось мне очень скучным и мрачным. Мы даже немного в нём поблуждали, пока искали проход к нужной стороне пирона.
Вот и нужная сторона пирона. От сюда мы и до едим до современного района Парижа – Дефанса.
Сели в поезд. В Париже действуют универсальные билеты общественного транспорта, на них можно передвигаться на метро и автобусах. Я не знаю, сколько они стоят, Эльвира накануне самостоятельных поездок по Парижу купила их оптом по 10 штук.
Как она мне объяснила, сейчас мы едим по первой линии метро. Это самая современная линия и здесь ходят современные поезда. А, есть и другие линии, очень невзрачные и со старыми поездами. Мы проехали около 10 станций и доехали до предпоследней станции, где и вышли.
Нам повезло, мы вышли на нужной станции, как раз здесь и начинался торговый центр Дефанса. Он начинался прямо под Дефансам на четырёх этажах под землёй.
Как написано в путеводителях по Парижу, Дефанс это - огромный торговый центр Quatre Temps (250 магазинов на трех этажах), магазин книг и дисков FNAC, парк с фонтанами и эспланада — настоящий заповедник городской скульптуры. Свой заказ здесь отработали и Кальдер, и Такис, и Сезар, и Ричард Серра. Здесь есть и панорамный кинотеатр в форме стеклянного шара Dome Imax. А, под Дефансом ездят машины, а внутри него метро встречается с RER и переходит в лифты и эскалаторы, поднимающие вас в город небоскребов.
И вот, насладившись покупками, мы с Эльвирой выходим к подножью большой арки Дефанса. Она не просто большая, она огромная. В ее раму можно было бы легко встроить Нотр-Дам. Парижане долго придумывали, чем бы завершить Триумфальный путь, начинающийся у пирамиды Лувра. Три президента искали архитекторов: сначала Помпиду, потом Жискар д’Эстен, пока Миттеран не выбрал очень простой на вид проект датчанина Иохана Отто фон Шпрекельсена. Арку три года проектировали, четыре года строили, а в 1989 году открыли саммитом «Большой семерки» на крыше. Шпрекельсен своего триумфа не увидел: он умер весной 1987-го. Заканчивали 112-метровую арку из стекла и белого каррарского мрамора Поль Андрие и Питер Райс, добавившие висящее на тросах сетчатое облако. В пилонах арки — конторы, а в перемычке расположен выставочный зал. В нем бывают забавные выставки, но главный экспонат — вид сверху на Триумфальный путь. Подъем на стеклянном лифте — отдельный аттракцион. Когда мы были у кассы в арку, оказалось, что сейчас у них перерыв на обед, поэтому так на арке и не побывали.
Пока перекусывали, обратили внимания на забавную скульптуру в виде большого пальца руки, и направились рассмотреть её поближе.
Так много небоскрёбов необычного дизайна, это удивительно. Мы всё фотографировали и фотографировали.
Самым крупным в районе Дефанс является здание автомобильного концерна Фиат, спроектированное французскими и американскими архитекторами. Высота небоскреба - 178 метров. Для отделки фасадов использованы черный полированный гранит, доставленный из Африки, алюминий и дымчатое стекло. Южнее небоскреба Фиат, по другую сторону эспланады, построен крупнейший в Западной Европе супермаркет "Времена года".
Попытались сходу определить, где здесь автобусная остановка, но оказалось, что не так всё просто. Правда, позже выяснилось, что шли мы в верном направлении.
С арки Дефанса открывался замечательный вид во всех направлениях. Оставалось только нажимать на курок фотоаппарата и восхищаться творением архитекторов.
Как известно из различных источников печатной продукции, строительство Дефанса началось в 1955 году. Этот район замасливался как деловой центр Парижа. На большой территории в 130 гектаров началось тогда строительство. Сейчас, вспоминая этот район, хочется назвать его Парижским Манхэттеном.
Вообще, Дефанс это город будущего.
И хоть я и не являюсь поклонником футуризма, мне Дефанс понравился. Да и погода была отличная. И настроение хорошее. Ведь кто бы мог подумать, что месяц назад я впервые в Интернете увидел Дефанс и сразу «загорелся» в нем побывать. Так что, можно сказать, получил я тут 33 удовольствия, так много я ещё небоскрёбов не фотографировал.
Единственное, что напрягало, это время. Оставалось три часа до уезда из этого невероятного и прекрасного города Парижа.
Видел я здесь и явно профессиональных фотографов, обвешенных фотоаппаратами. Может, здесь, как раз у меня и появилось желание обзавестись зеркальным фотоаппаратом? Кто знает...
Жаль, а так хотелось остаться здесь до самого вечера. Ведь, город, вызывающий восхищение и любовь, достоин того, чтобы задержаться здесь ещё.
Перед торговым центром, стоит монументальная скульптура Миро "Два персонажа", а чуть дальше, на площади Дефанс высится 15-метровый красный стабиль Кальдера.
Какой необычный козырёк у этого небоскрёба. Он напоминает летающую тарелку.
Гуляя по Парижу, всё сильнее и сильнее проникаешься духом Парижа. А, как известно, душа Парижа в памятниках и скульптурах. Вот, ещё одна скульптура, но понять в чём тут «фишка» не так просто.
Оказывается: в декабре 2005 председатель EPAD Бернар Блед объявил о претенциозной задумке «La Defense 2006—2015». План рассчитан на 9 лет и включает в себя строительство 850 000 м? офисов и 100 000 м? жилых помещений, постройку трёх небоскрёбов высотой более 300 м (Tour Signal, Tour Generali и Tour Phare) и реконструкцию уже существующих зданий.
Ещё, известно, что на верхушке небоскреба ЮАП установлены гигантские часы-барометр. Изменение погоды в Парижском районе кодируются цветом: зеленый - ясная погода, синий - переменная облачность, красный - осадки.
В квартале работают более 100 тысяч человек, а примерно 25 тысяч не только работают, но и живут здесь. В нем обосновались крупные французские и международные компании - ИБМ-Франс, Эссо, Фиат, Креди Лионэ, Текнип, Вестингауз, Фраматом, Томсон, Бюлль, ЭДФ-ЖДФ и др.
«Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой. То мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой».
Жилые дома не такие высокие, но также оригинальны. Например, расширяющаяся книзу башня "ДЕФАНС 2000", белая "БАШНЯ ЕВА" в форме эллипса и др.
Вокруг гуляли парижане и мы среди них, пытались отыскать удачный ракурс.
Весь Дефанс стоит на огромной бетонной плите, которая была положена поверх действующих авто- и железнодорожных трасс. Дефанс – единственное место на планете, где использована подобная технология строительства нового района без отрицания старого.
Осталось у меня в Париже не сбывшееся желание, так я не успел купить на память о Париже хорошо иллюстрированного альбома, рассказывающего о истории Парижа и о все его достопримечательностях. Да и тубус для небольшого художественного произведения, был ещё пуст.
Поэтому, когда оставалось уже два часа до ночного переезда, Эльвира поддалась моим уговором, и мы отправиться к Лувру, где сконцентрировано много сувенирных магазинчиков. Но, ехать на метро не хотелось, а хотелось на автобусе. Мы стали искать автобусную остановку по указателям в Дефансе.
Так постепенно, мы оказались под Дефансом. Там под землёй мы долго ходили по многочисленным туннелям, пока не оказались в просторном зале-накопителе пассажиров. Двери для посадки в автобусы открывались, видимо только тогда, когда подходил автобус. Да и с туалетами здесь была напряжёнка. Вспомнили мы, что через весь центр Парижа идёт автобус №73, стали ждать его. Люди понемногу подходили. За стеклянными дверями была видна обильно освещённая дорога в туннеле.
Прождали мы что-то около 15 минут и уже стали терять надежду. Но, вот и подошёл автобус. Пользуясь предусмотрительностью Эльвиры, я в очередной раз воспользовался её талончиками на общественный транспорт.
Вот и поехали. Пока проезжали под Дефансом, автобус выполнял множество резких поворотов, да таких резких, что я чуть ли не слетел с сиденья, спас поручень.
И начались городские пейзажи за окном.
У Триумфальной арки тоже так и не успел побывать, только сейчас в автобусе всматривался в её силуэт. А, ведь Триумфальная арка - самая большая в мире, ни одному тирану с тех пор не удалось ее превзойти. Постройка Жана Франсуа Шальгрена — такой же официальный символ города, как Эйфелева башня или Нотр-Дам. На создание монумента, который по замыслу Наполеона должен был символизировать силу императорской армии и власти, ушло более 10 млн. франков и 30 лет работы: строительство завершили только в 1836 году, когда заказчик уже лежал под камнем тяжелым на острове Святой Елены. Зато в 1840-м погребальная колесница с прахом Наполеона прошла здесь к месту его последнего успокоения в соборе Дома инвалидов. В 1920 году под Триумфальной аркой был зажжен Вечный огонь в память о неизвестном солдате, погибшем в годы Первой мировой.
С площади Звезды, где стоит Триумфальная арка, мы проехали через Сену. Ещё остановка и нам выходить.
Здесь у набережной мне удалось перед самым закрытием сувенирной лавки купить книжку о Париже с многочисленными цветными иллюстрациями, магниты на холодильник, брелоки. А, на набережной Сены небольшой холст, выполненный маслеными красками и изображающий летнее кафе с официантом и девушкой ожидающей за столиком кого-то.
Говорят, Париж живет насыщенной жизнью круглые сутки. Вечерний Париж не даст заскучать, предлагая развлечения на любой вкус.
Конечно, самое "французское" развлечение - это кабаре Парижа. Великолепные зрелища, тысячи феерических костюмов, украшенных стразами, перьями, блестками, роскошные декорации, новейшие технологии и знаменитый канкан. Самые известные кабаре: Moulin Rouge, Lido de Paris, Crazy Horse, Paradis Latin - предлагают всем насладиться спектаклем. Но, нам в этой поездке уже не успеть это проверить, а вот в следующей – обязательно.
Встреча с нашей группой была назначена в 21:30 на площади Согласия. Мы решили пройти от Лувра через парк Тюильри, но оказалось, что он уже закрыт. Оставалось пол часа до отправление нашей группы в ночной переезд до Лазурного берега, и мы заторопились в обход парка. Но вскоре встретили представителей нашей группы, которые успокоили нас. Автобус ещё не пришел и можно не торопиться. Только тогда я обратил внимание на вечерний Париж.
Как известно, парк Тюильри был разбит в XVI веке Екатериной Медичи вокруг ее дворца, который начали строить специально для нее. Свой нынешний вид парк приобрел в XVII веке, когда его перепланировал великий Андре Ленотр, создавший насыпные террасы и расставивший там и сям копии античных скульптур и ваз. Это классический французский регулярный парк во всей красе. Парк Тюильри заканчивается Площадью Согласия.
Раньше Площадь Согласия имела иное название и назначение, так 21 января 1793-го в центре площади стояла гильотина. Её установили, чтобы отрубить голову Людовику XVI. Потом машинку перенесли к решетке парка и только успевали подвозить сюда узников из Консьержери. На бывшей площади Людовика XV, спешно названной площадью Революции, казнили более 1 300 человек, в том числе Марию Антуанетту, Шарлотту Корде, Дантона и Робеспьера. Площадь Людовика XV закончили строить менее чем за 20 лет до этого. В центре ее стояла статуя самого короля. По замыслу архитектора Жак-Анжа Габриеля, площадь симметрична, но в отличие от других парижских площадей не застроена по краям. Одной стороной она выходит к Сене, другой примыкает к зеленому массиву сада Тюильри, третьей — к Елисейским Полям. Лишь сторону, куда впадает улица Риволи, заняли два дома-близнеца с классицистическими фасадами. Габриель сделал их по образцу колоннады Лувра. В левом из них теперь — прославленный отель Crillon, в правом — Министерство военно-морского флота. Самый известный памятник площади появился в 1836 году. Луи Филипп хотел, чтобы это место не ассоциировалось у парижан ни с революционными ужасами, ни с монархическими идеями. Поэтому он велел установить в центре площади древнеегипетский обелиск из храма Луксора, дар вице-короля Египта. Фонтаны, фланкирующие обелиск, созданы по образцу римских фонтанов. Вот именно здесь мы и должны были покинуть Париж в 21:30.
Как раз когда мы вышли к Площади и постаяв, вдыхая свежий вечерний Парижский воздух подъехал наш автобус. Вся группа дружно стала рассредоточиваться по своим местам в автобусе, делясь попутно многочисленными впечатлениями об уведенном в Париже. Автобус тронулся в 21:35 и гид тура стала расспрашивать всех, кто и где успел побывать. Затем даже завязалась весёлая словесная игра, за сколько километров каждый из нас живёт от Парижа. Выяснилось, что в нашей группе оказалась женщина, которая живёт на дальнем востоке. В таком весёлом ключе мы проезжали по вечерним улицам Парижа. Где-то, через три часа у нас состоялась санитарная остановка, где все умылись и почистили зубы. Ведь, впереди нас ждала долгая дорога на юг Франции.
А, это картина и книга, купил на память о Париже.