В Хампи

КЛИКНИТЕ ФОТО, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ДО РАЗМЕРОВ ЭКРАНА.
Как видите, мы приближаемся к территории храмового комплекса Вирупакши. Солнце почти скрылось за густой дымкой, но на улице по-прежнему жарко. Оказывается, по территории нужно ходить без обуви. Мы сдали обувь, и пошли дальше босиком.

Помимо архитектурных особенностей, храм Вирупакши привлекает внимание обилием и великолепием высеченных из камня композиций. Правда, есть пикантный момент: среди скульптур есть довольно много изображений эротического характера. Особенно, это видно на первых здесь фотографиях главной башни комплекса.

Чтобы можно было фотографировать, нас попросили приобрести разрешение на съёмку. Хорошо, хоть стоимость не велика, всего 50 рупий. Гид: Храм Вирупакши можно считать единственным индуистским святилищем Виджаянагары, сохранившимся после падения города и превращения его в руины. Очень впечатляют барельефы и фрески стен башен, а также колон в первом и втором дворе.


Мы вошли на территорию храмового комплекса Вирупакши. Время здесь, как будто остановилось, и мы очутились в далёкие времена – так хорошо здесь всё сохранилось. Говоря об истории храма Вирупакши, следует отметить, что дату его строительства определить невозможно. Многочисленные результаты исследований археологов подтверждают: святилище на этой территории было построено еще задолго до возникновения Виджаянагарской империи. По найденным табличкам специалисты могут проследить историю храма Вирупакши «только» до VII века нашей эры. Известно несколько пристроек IX века, но основной комплекс был сделан во времена Виджаянагара (с XIV по XVI век).

Эти статуи, которые Вы видите здесь на фото, это найденные при строительстве этого храма в IX веке, когда брали песок у реки. Так что, можете представить, насколько они древние.

Мы спустились в действующую часовню храма. Видно, что место это почитаемо верующими и намоленно. Как удивительно, мы встретили здесь на полу статую бычка Нанди. Я видел на территории храма ещё четырёх бычков. Вы увидете их на фотографиях далее. Что они означают, так и осталось загадкой. Кстати, вчера вечером, когда мы были на холме Хемакута - тоже встретили бычка Нанди.


Далее, мы вышли к берегу реки Тунгабхадра. Здесь, было очень многолюдно. Кто-то стирал белье, кто-то купался, а кто-то просто ходил по калено в воде. Протекающая через Хампи, река Тунгабхадра считается у индусов священной и они почитают её воды как проявление бога на земле. В эпосе «Рамаяна» река Тунгабадра называется «Пампа».


Священная река Тунгабхадра образуется из слияния двух мелких рек Тунга и Бхадра, которые берут своё начало на восточных склонах Западных Гат. Пройдя Хампи, река Тунгабхадра впадает в более крупную реку под названием Кришна. Теперь, священная река Кришна несет свои воды в Бенгальский залив. Тунгабхадра была достаточно важной рекой Виджаянагарской империи, в плане обороны и стратегии. Всё дело в её полноводности во время сезона дождей. Благодаря сильным течениям и полноводности, пройти врагу сквозь эту естественную преграду было невозможно, добавьте к этому холмистую местность Хампи с огромными валунами и отсутствие дорог, и получается отличная природная преграда.


Удивительно то, что Хампи разделен рекой Тунгабхадра на две части. Переправится с одной стороны на другую можно лишь по воде, автомобильных мостов тут нет.

Мы же, продолжаем нашу экскурсию по территории храмового комплекса Вирупакши. Гид рассказал нам, что здесь в 2015 году проходили большие археологические раскопки, в которых он сам принимал участие: таскал камни, расчищал породу и т.п. В интернете я вычитал, что раскопки велись в районе водоёма Манматха Гундам. Как раз к нему, мы сейчас направляемся.

Виджаянагара еще не существовало, а храмы здесь уже были, Виджаянагара не стало, а храм всё ещё стоит. Ходят легенды, что храм стоит на обломках мифического государства Кишкинда, государства обезьян.


Получается, это самый старый храм в Хампи, и один из старейших храмов во всей Индии. Однако, именно в период Виджаянагарской империи скромный храм превратился в храмовый комплекс. В настоящее время основной храм состоит из святилища, трёх примыкающих к нему палат, покрытой залы с колоннами и открытой площадки с колоннами. К основному строению храма примыкают колонная аркада, входные ворота, внутренние дворы, меньшие по размеру святилища и другие постройки.


Вот, и завершается наша экскурсия по храму Вирупакши. Думаю, можно было бы здесь, дать нам свободное время, минут 30, пусть бы мы вернулись в отель чуть позже. Но, видимо, так нельзя. Надеюсь, мне удастся приехать в Хампи самостоятельно и снова погрузится в атмосферу древнего города Виджаянагара.


Выходя с территории храмового комплекса, мы одеваем обувь. И, оказываемся на дороге из толстых гранитных плит в период рассвета Виджаянагарской империи. Эта дорога ведёт к базару, где можно купить фрукты.


Гид подсказал нам, что здесь можно купить самые дешёвые бананы в округе. За 10 рупий - 1 кг. Эти сладкие и ароматные бананы мы ели по дороге в ГОА. Гид сказал, что здесь неподалёку есть банановые плантации. Обратите внимание, что и за рынком и вокруг стоят различные постройки древней империи Виджаянагара.


Сейчас, мы направляемся за гидом к нашему экскурсионному автомобилю. Проходим через парковку трехколесных такси, автомобилей и автобусов. Туристических групп из разных стран и из России не видать, вокруг одни индийцы.


Вот и наша машина. Водитель уснул в ожидании нашего прихода. Мы разбудили его и садимся. Далее, у нас завтрак в отеле города Хоспет, где мы ночевали Priyadarshini Pride. Затем, обратная дорога в ГОА.


Продолжение семнадцатого дня - завтрак и обратная дорога до обеда.
на главную страницу моего путешествия в Индию, в ГОА 2019.
Переход на главную страницу моих путешествий по миру.
2 декабря 2020 г.