Экскурсия
КЛИКНИТЕ ФОТО, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ДО РАЗМЕРОВ ЭКРАНА.
Наш экскурсионный гид Виктор поведал нам история образования храмового комплекса в Мурудешваре. Историю он начал с интересного рассказа о захватнических набегах армий на Индию, начиная с незапамятных времён. Первый завоеватель Индии был Александр Македонский. Везде на покорённых землях западной части Индии, Александр возводил свои греческие города.
После его смерти, его греческая империя быстра распалась. Затем, северную часть Индии захватывает исламский султан Махмуд Газневи. Он основал мощную державу Газневидов, унаследовавшая мусульманские государственные традиции. Далее в 1173 г. к власти в Газни пришел султан Мухаммед Гури, который отправил на завоевание Индии своего полководца Гуляма Кутб уд-дина Айбека. Разделенная на множество враждующих между собой княжеств, Индия не могла противостоять вторжениям извне. К концу XII столетия Кутб уд-дин овладел долиной Ганга вплоть до Бенгалии; после смерти Мухаммеда Гури он объявил себя султаном и сделал своей столицей Дели – так появилось первое мусульманское государство в Индии, Делийский султанат.
В XIII веке на севере султаната появляются монголы. Монголы устраивают набеги. Делийский султанат постоянно отправляет на подавление набегов части своей армии. На эти подавления вторжений растратилась вся казна Делийского султаната. Так что, хоть налоги и были подняты для населения султаната, не все ремесленники могли воплотить высокие налоги, они бросали свои земли и бежали в горы, где образовывали банды разбойников. К началу XIV века Делийский султанат был на гране раскола и хаоса.
Вот тут, взгляды Делийского султаната упали на богатые земли Южной Индии, где княжества были богаты, их храмы и дворцы были забиты золотом и драгоценными камнями. Тогда и, наступает вторжение Делийского султаната в Южную Индию. Княжества не смогли объединиться перед надвигающейся опасностью, и их быстро захватывал Делийский султанат. А, в Мурудешваре стояли древние храмы VII века, они были богато украшены золотыми пластинами и золотыми статуями. Местный раджа проигрывает сражения, и Делийский султанат входит в Мурудешвар и храмы были разграблены, а статуи переплавлены в слитки золота и отправлено в Дели.
Большая часть сооружений было разрушено. Но, уцелел главный алтарь. Главный алтарь выглядел как бесформенный чёрный камень. На который Делийский султанат не обратил никакого внимания. И хоть всё было разрушено, оставшиеся население разграбленных земель Мурудешвара продолжают приходить на останки храма и молиться богу Шиве на алтаре. Проходит время, и уже в XX веке у священника рождается сын, который клянётся на алтаре, что если у него будет много денег он отстроит храм. Так, вскоре появляется фонд в Испании для сбора пожертвований на строительства храма. Начинается грандиозное строительство. Правительство штата Карнатака не хочет оставаться в стороне строительства, и помогает всем, чем может. Все хотят построить что-то большое, чего нет нигде. Так вот, строительство было завершено в 1996 году. И Вы сейчас увидите всё своими глазами.
Далее, Виктор рассказал нам о Шиве. Что он? Кто он? Зачем ему поклоняются? Так вот: давайте посмотрим на индуизм в целом. Первое впечатление, которое приходит на ум, так это, какая-то древняя языческая религия. Абсолютное многобожие: Ганеша с головой слона, Шива с трезубцем медитации, Кришна на флейте играет, и множество Богов – Богиня счастья и несчастья, где-то Будда фигурирует. Но, если подробней посмотреть на религию индуизма, можно увидеть чёткие границы. Древние писания точно описывают Богов. В основном, если посмотреть на Богов индуизма, это природные стихии. Это Бог ветра, Бог солнца, Бог огня и т.п. Но, все эти боги смертны, так же как человек. После смерти, боги перерождаются в других Богов, а могут переродиться и в человека. Т.е., они Бога подобные.
И, всё сводится к трём Божествам: Брахма, Вишну и Шива. Это – три лика. Брахма — творит вселенную в начале времени, порядок планет и звёзд. Брахма живёт, пока живёт вселенная. Вселенная погибает – брахма умирает. Рождается новая вселенная и рождается новый Брахма. Вишну — опекает вселенную в течение её существования. Поддерживает гармонию и баланс в мире. Чтобы не было перекоса и всё находилось в равновесии. Если, что-то произошло, Вишну приходит в нашу жизнь в виде аватара и устраняет перекос в мире, потом уходит обратно на небеса. У Вишну есть различные лики аватара: Кришна, Будда, Рама, Нарасимха.
Шива — уничтожает вселенную в конце времён. Наша вселенная материальна. Материя не вечна. Материя подвластна законам времени. И приходит время, когда материя распадается на атомы и частицы. Тогда, Шива приходит и убирает весь этот хаос. Разрушает эти останки материи, чтобы Брахма создал новую материю, и чтобы появился новый мир. Поэтому, существует порядок жизни: начало, развитее, существование, конец. И так до бесконечности. Это как смена времён года. Без начала не может быть конец. Шива находится в промежутке между началом и концом. Между смертью и жизнью. И убирая всё отжившее, Шива освобождает место для всего нового. Вишну и Шива – бессмертны. Они лежат в основе двух направлений в индуизме, которые делят эту религию на две части: шиваиты и вишнуиты. Шива видит в человеке всё лучшее, Даже если к Шиве обратится убийца, Шива найдёт в его душе крупицу добра. Нет абсолютно плохих людей. Шива может дать все, что у него попросишь. Помоги и защити. Вишну – защищает добро и наказывает зло. И молитвы к Вишну звучат о милости: Господи помилуй. Не суди нас справедливо, а суди нас милостиво. Вишнуизм – это самая ближайшая вера к крестьянству.
.
Мы же как видите, входим в музей восковых фигур, расположенный под огромной статуей Шивы. То здесь то там, проходят мимо нас группы школьников начальных классов Индии. Они шепчутся и улыбаются и даже пытаются заговорить с нами.
Как я узнал из интернета: строительство статуи Шивы и Гопурамы было осуществлено на деньги индийского бизнесмена Рама Нагаппа Шетти (Rama Nagappa Shetty), чей портрет находится внутри храма. Шетти родился 15 августа 1928 года в Мурудешваре. Университет Бангалора присудил почетную степень доктора Р.Н. Шетти в 2004 году, а так же он был награжден премией Висвеварайского Мемориала. Его компания была награждена почётными грамотами за дорожные проекты - национальной администрацией автомобильных дорог Индии.
Мурудешвар как и западное побережье Индии связана с именем демона Равана. Он был царём Ланки (Шриланки). Равана получил великое благословение и великую силу от Шивы. С ним связано много историй и у него интересная родословная. По отцовской линии он был потомком святых мудрецов, а по материнской – был потомком демонов. Когда Равана правил на Ланке, он воевал с другими царствами, всё там громил. Благодаря завоеваниям, у него в царстве скапливались огромные запасы золота. Но, у Равана была очень большая слабость – он был помешан на женщинах. У него в царстве был огромный горем из тысячи жён и наложниц. Из интернета я узнал: что известна легенда о похищении им Ситы, которая привела к тому, что Равана был разбит, его армия была повержена, его город несколько раз сгорал в пожарах, и, в конце концов, он был убит стрелой Рамы.
Мы входим внутрь музея восковых фигур, где в легенде описывается как демонический царь острова Ланки — Равана, совершая аскезы на горе Кайлаш, получил от Шивы атмалингам. – божественный камень, который наделяет обладателя великой силой и бессмертием.
Шива предупредил Равану, что лингам останется там, где тот положит его на землю. Возвращаясь на Ланку, Равана остановился в Гокарне для вечерних молитв.
Ганеша, бог мудрости и благополучия, желая помешать Раване, явился перед ним в образе мальчика-брахмана и предложил подержать лингам пока Равана совершал свои вечерние молитвы. Как только Равана передал лингам Ганеше, тот немедля поставил его на землю. Все попытки Раваны сдвинуть лингам с места потерпели неудачу. Так и лежит сих пор атмалингам в городке Гокарна. (Кстати, мы там побываем).
Мы вышли из музея, и спускаемся всё ближе и ближе к 75-метровой конусообразной надвратной башне «гопурам». Гопурам Мурудешвара — обладатель сразу двух рекордов: это и самый большой гопурам в мире, и самая высокая башня в Азии. Гопурам Мурудешвара имеет 20 этажей, построен из гранита и украшен многочисленными статуэтками индийских божеств. Единственный способ подняться на 75-метровый гопурам – на лифте. Жаль, в нашу программу не входит подъём на гопурам. Виктор утешил, сказал: "Там нечего интересного нет, кроме вида".
Виды и здесь великолепные. Мы много фотографируем. Любуемся видами. На улице жара. Идём дальше. Спускаемся.
Оказывается, у нас запланирована экскурсия в Храм Шивы – один из древнейших индуистских храмов. Храм построен в 1542 году, в 2008 году была произведена его комплексная реконструкция. Так что, мы прошли рядом с гопурам. А, на обратном пути, после осмотра храма, пройдём через гопурам.
Прошли мимо гопурам. У входа стоят две статуи слонов в натуральную величину. Гопурам поражает воображение, возникает вопрос — как в средневековье индусы смогли построить настоящий небоскреб, при помощи каких технологий? Гопура — вершина и строительного и художественного мастерства — она не только совершенна с архитектурной точки зрения, но и украшена резьбой и скульптурами.
Здесь, выложил несколько фотографий гопурам. На некоторых этажах можно увидить пчелиные рои. Почему там рои селятся? Всё так интересно! Мы сдаём обувь, так как в храм Шивы в обуви не пускают.
Золотой Храм - храмовый комплекс, посвященный Шиве в образе Натараджа – Бога вселенского танца.
История возникновения золотого храма. Древние письмена говорят, что храм Шивы возник в 1542-м году, когда при власти был Деварай Второй (Виджаянагарская империя). Строительный процесс длился не один год. С этим храмом связана легенда. Согласно ей воинственный бог Шива жил на земле. Место его обитания было расположено в горах Гималаях, подальше от людей. Он имел силу, с которой можно было властвовать не только над миром зверей, но и над людьми. Всегда облачался в шкуры зверей. Его кожа была красная, а волосы - синие. Путешествовал только со своим луком и стрелами. Его боялись, ведь в гневе ядовитая стрела настигала виноватого, которого после этого ждала болезнь и покидала удача.
Дабы бог был милостив, для него возводились храмы, где было много места для поклонения. Хотя он обладал и милосердием, - всегда была возможность обратиться к Шиве с просьбой. Нам больше известна его вторая жена Парвати. Она и присутствует на большинстве изображений. Первой была Сати, которая сгорела в костре, но спасла мужа.
На территории храма растёт священный баньян. Это дерево непременно сажают напротив индуистских храмов. Считается даже, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи. Именно под баньяном восседали в трансе индуистские мудрецы в поисках просветления, под ним проводились собрания и выполнялись священные ритуалы. Как раз, здесь можно увидеть нашего гида Виктора, благодаря которому мы много интересного узнаём.
Далее, я касаюсь небольшого колокольчика и звон от него разносится по всем уголкам храма Шивы. Мы выходим из храма, выходим с территории храмового комплекса и фотографируем вид.
Здесь, около сувенирного магазина можно посетить платный туалет. Вход стоит 10 рупий. Виктор говорит, что нам ехать почти три часа без остановок до Гокарны. У сувенирного магазина, к нам подходит местная девушка в сари (национальная индийская одежда) и с младенцем на руках и просит милостыню, а у нас нет мелких денег совсем, только 1000 рупий.
Далее, мы ждём всех и потом пойдем на наш автобус. Наша экскурсия продолжится. Интересно, что про национальную индийскую одежду сари сложено не мало легенд. Одна древняя легенда гласит о том, что сариБелое индийское сари сотворил ткач на своем необычном, волшебном станке. Его мечты об идеальной женщине привели его к станку, где он соткал во едино все те качества, которые он хотел видеть в своей любимой. Он ткал не останавливаясь, до тех пор пока не устал. В итоге получилась невероятной красоты, прекрасная, женская одежда, длина которой составляла много, много ярдов.
Еще одна легенда рассказывает о том, как около трех тысяч лет назад царь Пандав, из-за своего увлечения азартными играми проиграл все свое состояние, царство, семью и даже себя.
Последнее, что он проиграл, была его жена Драупади. Когда слуги привели жену к врагам, те решили обнажить ее, дабы облачить ее имя позором.
Один из людей Куаравов, пытался размотать одежду, но все попытки оказывались безнадежными. Бог Кришна помиловал Драупади, защитив ее добродетель с помощью сари. Если внимательно взглянуть на древние иллюстрации, то можно увидеть, что сари является одеждой индуистских Богинь.
Продолжение пятого дня отдыха в Индии: продолжение экскурсии - Дорога до Гокарны
на главную страницу моего путешествия в Индию, в ГОА 2019.
Переход на главную страницу моих путешествий по миру.
30 января 2020 г.